Инновационная «гусеничная лента с двойной втулкой» Komatsu
Издержки на ходовую часть и меры по их сокращению
Издержки на ремонт узлов и деталей из состава ходовой части бульдозеров обычно составляют более 30 % общей стоимости ремонта бульдозеров. Ввиду этого, увеличение эксплуатационного ресурса ходовой части может значительно сократить издержки на ремонт и техобслуживание. Чтобы увеличить рабочий ресурс узлов и деталей ходовой части, необходимо отбирать их по соответствию технических характеристик условиям разрабатываемой площадки и исключить высокую скорость и резкие повороты при передвижении машин своим ходом. Тем не менее, помешать быстрому износу деталей и узлов ходовой части не всегда легко из-за особенностей грунта на объекте. Например, кремнезем (SiO2) и глинозем (Al2O3) тверже материалов, из которых делают детали и узлы ходовых частей, которые могут износиться быстрее обычного там, где доля таких элементов в грунте велика. Так что втулка гусеничной ленты может износиться, не наработав и 1000 часов.
Создание гусеничной ленты с поворотными втулками
Во время передвижения машины втулка гусеничной ленты обычно прижимается к зубцам вращающейся звездочки и трется о них, что приводит к ее износу. Однако если заставить втулку вращаться, ее трение о зубья звездочки будет минимизировано, что резко уменьшит износ. Решив применить этот принцип, в Komatsu создали два типа гусеничных лент с поворотными втулками, которые уже появились на рынке.
Первый тип получил название PLUS (аббревиатура означает «система ходовой части с параллельными соединительными звеньями»), предназначается для бульдозеров среднего класса и устанавливается на модели D51, D61 и D65. Второй получил название «гусеничная лента с двойной втулкой» и предназначается для бульдозеров тяжелого класса. В данном тексте подробно рассказывается о гусеничной ленте с двойной втулкой.
В отличие от гусеничной ленты PLUS (в которой втулка вращается вокруг пальца), гусеничная лента с двойной втулкой выполнена так, что наружная втулка свободно вращается вокруг внутренней. По этой причине она чрезвычайно эффективна на объектах, покрытых песком и абразивной почвой, от которых втулки быстро изнашиваются, не только самой втулки, но и зубьев звездочки.
До создания гусеничной ленты с двойной втулкой клиенты настойчиво требовали увеличить ресурс ходовой части на D275 и сделать это как можно быстрее. Вняв их пожеланиям, Komatsu задалась целью свести требуемые изменения в уже выпускаемых деталях к минимуму и использовать те же стандартные детали для звеньев, которыми соединяется гусеница. Единственным новым элементом конструкции стала втулка. При переходе с типовой гусеницы на новую нужно заменить и зубья в комплекте, так что переоснащение уже эксплуатируемых бульдозеров не доставляет особых хлопот. В продажу поступают гусеничные лены с двойной втулкой для бульдозеров D275, D375 и D475. Нужно пояснить, что гусеничная лента с двойной втулкой не рассчитана на сопротивление ударным нагрузкам. Поэтому не рекомендуется ее использование на рабочих площадках со скалистым или очень неровным грунтом.
Пример и итоги применения гусеничной ленты с двойной втулкой
Иллюстрации отражают случай из практики одного клиента, который значительно увеличил ресурс ходовой части, применив гусеничную ленту с двойной втулкой. Для открытой добычи фосфатной руды использовали бульдозер D275. Хотя втулка и зубья совершенно износились после 700 часов эксплуатации гусеницы, собранной из стандартных гусеничных звеньев, после установки гусеничной ленты с двойной втулкой рабочий ресурс увеличился до 3 500 часов. Для клиента это обернулось уменьшением эксплуатационных расходов на 46%.