От газа к дизелю: 90-летний юбилей дизельного двигателя компании Caterpillar
История началась задолго до того, как самый первый двигатель увидел свет. В 1915 году на выставке-ярмарке Panama Pacific Exhibition Кларенс Лео Бест, владелец C. L. Best Gas Traction Company, и будущий глава отдела разработки Caterpillar Оскар Стар увидели дизельный двигатель, спроектированный Рудольфом Дизелем. Конструкция их впечатлила, хотя и была весьма немалых размеров, и на тот момент использовалась в судоходстве и на фабриках.
Их захватила идея уменьшить размер двигателя и поставить его на гусеничный трактор, вместо привычного для того времени газового мотора. Но у них не было финансирования.
Идея не забылась, дожидаясь лучшего времени, и в 1925 году компания Беста объединилась с Holt Manufacturing Company, которая тоже производила сельхозтехнику. В результате объединения компании была образована Caterpillar Tractor Company, быстро ставшая прибыльной. В 1929 году Бест и Стар нанимают инженера Арта Розена, пришедшим в компанию с убеждением, что за дизельными двигателями будущее: более мощные, чем газовые, и топливо дешевле вдвое. Вместе они приходят к выводу, что не будут брать двигатели других компаний и встраивать их в свои тракторы и комбайны, а разработают свой собственный мотор. И стоит взяться за его разработку прямо сейчас.
Путь был трудным, особенно на фоне Великой депрессии в США в тридцатых годах и значительного долга Caterpillar в миллион долларов. И все же в самом конце 1931 года два новых трактора Cat 60 с дизельными двигателями серии 1C были готовы. Обе машины были полностью произведены и собраны вручную. Будто относясь еще к линейке Cat 60 с газовыми моторами, эти два трактора были серого цвета, все остальные Cat Model 60 Diesel engine уже собирались на линии и красились в привычный желтый цвет.
Дизельные двигатели медленно входили «в рынок», пока не имея потенциала заместить более 20000 уже используемых газовых Cat 60. Тогда в 1935 году Caterpillar выпустил комплект оборудования для модификации двигателя – с газового на дизельный. 2 тыс. долларов и 16-20 часов – и новый двигатель на старом Model 60 удваивал срок его жизни. И смотрелся обновленным, ведь старые тракторы на газу были серыми, а новый дизельный движок – желтым.
Благодаря своему модификационному комплекту к 1933 году Катерпиллар производил половину дизельной мощности в США, а к 1937 стал и крупнейшим производителем в мире.